Страница слева: Деметра Чипарус.«Солнечные лучи, внезапно появившиеся из-за туч. Ок. 1930 г. Статуя из бронзы и слоновой кости. Кристи, Лондон. ГлоссарийАлмея (мн. ч. Авалим) - женщина, сведущая в искусстве, особенно в музыке и поэзии. Хавал - мальчик-танцор, подражающий женщине. Ракc аль-хаванем - танец женщин знатного рода. |
Отголоски древностиЯ дитя земли и звездных небес. Надпись, сделанная орфиками. Все танцы зарождаются в повседневной жизни, и в частности, происходят из нашей потребности в самовыражении и наполнении существования смыслом. Танец по своей природе служит одним из вернейших способов самоопьянения, имеющихся в нашем распоряжении, развития энергии наших тел и ее последующего высвобождения. Доказательства этому можно найти в происхождении самого слова, звучащего примерно одинаково на разных языках. Слово «dance» (танец) происходит от санскритского танха, что значит «радость жизни», в то время как арабское слово ракc и турецкое раккасе происходят от ассирийского рокаду, что значит «праздновать». Кроме празднования значительных событий, танец помогает нам избавиться от застоявшейся энергии, накопленной в течение дня, и способствует выражению нашей индивидуальности в социальной группе. Во все времена его использовали как средство исцеления и для привлечения партнера. Однако свою функцию магического ритуала плодородия и урожайности в наше время танцы сохранили только в племенных поселениях и в местах, удаленных от цивилизации. Все танцы когда-то входили, а в некоторых культурах входят и по сей день, в религиозные ритуалы. В древности религия была частью повседневной жизни, через нее осмыслялись все природные явления. Восход и закат солнца, время сбора урожая, жизнь и смерть казались результатом действия могущественных и мистических сил, существующих вне человеческого понимания. Люди научились справляться с жизненными невзгодами сначала посредством создания мира духов, а затем с помощью поклонения и сопровождающих ее ритуалов, могущество которых состояло в способности делать таинственное постижимым, не принижая его до уровня обыденности. Духи были везде: под камнями, в деревьях, в воздухе; во многих отдаленных местах люди и сейчас верят в мир духов так же незыблемо. В недавнем прошлом египтяне полагали, что каждый раз, когда они бросают что-либо в огонь, им следует возносить хвалу духам или джинну огня восклицанием «Прости, о Джинн!». В то же время в Великобритании друиды поклонялись духам деревьев и ежегодно проводили священные обряды в честь лета в Стоунхендже. В доисторические времена наши предки служили природе, а не природа им, как стало происходить с развитием цивилизаций. Тогда начали формироваться социально-политические структуры, в которых люди поклонялись жрицам и жрецам, королям и королям-полубогам — полагая, что они владеют могуществом природы. В древнем мире, до того как люди начали считать себя высшими существами, они признавали свое более скромное место в природе, создавая ритуалы с жертвоприношениями различным духам. До изобретения языка тело служило основным способом самовыражения. Однако по мере развития языка, он стал постепенно заменять телодвижения, используемые в качестве главного метода общения. Тем не менее, многое и сейчас невозможно выразить словами, а лишь языком тела. В древних ритуалах танец играл важную роль и с течением времени становился воплощением системы ценностей культуры, в которой формировался. По мере усложнения жизни, мистические племенные обряды уступили место организованным религиозным церемониям, самые основные из них относились к плодородию земли и человечества. Целью этой книги не является подробное описание захватывающих ритуалов и вероисповеданий наших предков, тем не менее, все же следует отметить определенные аспекты, тесно связанные с нашей темой. Во всех «ритуалах перехода»* женщины и мужчины участвовали по отдельности. Этот обычай по сей день существует в некоторых странах мира, в основном среди различных племен и народов, проживающих в местах, удаленных от цивилизации, являясь наследием нашего языческого прошлого. В наше время в некоторых странах арабо-исламского мира мужчины не только принимают участие в различных церемониях, например, таких как свадьбы, отдельно от женщин, но и в повседневной жизни занимаются домашними делами в отдельных помещениях. Среди древних обрядов плодородия следует отметить ритуал инициации зрелости, во время которого девушкам передаются знания предков о половых отношениях посредством танца и песнопений. Церемония африканского племени кута6 проходит в воде или возле нее. Девушки входят в реку, посреди которой построен небольшой шалаш из прутьев и листьев, сгибаясь так, чтобы над водой были видны лишь их головы. В определенный момент церемонии, одна из женщин постарше выходит из реки, срывает с себя набедренную повязку и начинает исполнять «самый развратный танец». Затем девушки входят в шалаш для обряда инициации, кульминацией которого являются «несколько танцев, один из которых символизирует половой акт». Кута - лишь одно из многих племен, использующих эротические танцы и песни во время инициации половой зрелости. Подобные обряды существуют не только в племенах, проживающих в Африке, но и во многих других. Интересен тот факт, что в этих племенах все мужские обряды достижения половой зрелости состоят из подражания женским действиям и своеобразного «заимствования» женского могущества . Также к ритуалам плодородия можно отнести и те, целью которых является привлечение партнера и празднование свадеб. Эротический танец, включающий в себя движения тазом, всегда играл важную роль в церемониях, служащих для установления сексуальных контактов у различных племен. Доподлинно неизвестно, каким именно был танец в древности, но изучение ритуалов симпатической магии, где использовались подражательные движения, которые, как считалось, оказывали влияние на силы природы, может помочь нам постичь основные элементы традиций прошлого, этому же служат и изыскания антропологов, занимающихся исследованиями обрядов различных племен, существующих до сих пор.Во «Всемирной истории танца»8 Курта Саша описываются движения тазом в танце бафиоти в Лоанго, Западная Африка. Такой же танец можно увидеть на побережье Южных морей, в Новой Гвинее, на Соломоновых островах, в восточной Полинезии и повсеместно в Африке. Йозеф Спаррье, описывая гавайский танец хула9, утверждает, что целью этого танца является «привлечение богов и мольба к ним о деторождении». Хула исполняется в широкой юбке, сшитой из травы, под ритмичную музыку. Основным движением танца является резкое и постоянно убыстряющееся вращение таза, чередующееся покачиваниями бедер. В Древней Греции существовало несколько ритуалов плодородия, основанных на вращении таза и покачиваниях бедрами. Лилиан Лолер выделила некоторые танцы, названные по кухонным принадлежностям, в которых «характерным движением является довольно ритмичное и чувственное покачивание бедрами, возбуждающее «шевеление» или «растирание»10. Один из танцев был известен под названием игдис или танец «растирания в ступе». В другом танце «исполнительница вращала бедрами и резко подергивала телом подобно пестику, которым растирают еду в ступе». С этим танцем также связано движение, описанное так: «свиваться и изгибаться, как ветка ивы». Древнегреческий писатель Поллукс утверждал, что все эти танцы характеризуются «покачивающим вращением бедер». В «Метаморфозах» Апулея, девушка, помешивавшая готовящуюся в кастрюле еду, привлекает внимание молодого человека, ритмичным покачиванием бедрами и вращением плечами. Лолер отмечает, что все эти танцы были «в принципе одно и то же - танцы плодородия, точные эквиваленты которых можно найти в ритуалах многих природных божеств, исполняемых еще с древних времен».Связь между совокуплением и зачатием была осознана уже на самых ранних этапах истории человечества. Различные произведения искусства, созданные в доисторические времена, подтверждают тот факт, что мужчины признавали свою роль в создании жизни, но не совсем ясно представляли, в чем именно она заключается. Например, в гробнице в Катал Хуюк в Анатолии (югси восток Турции) была найдена каменная плита, примерный возраст которой насчитывает около 8000 лет. На одной стороне плиты изображены два обнимающихся влюбленных, а на другой - женщина с младенцем. Часто ритуалы плодородия завершались половым актом, который считался священным элементом жизни, способствующим продолжению человеческого рода. В наше время представления о сексуальной энергии сильно отличаются от существовавших в те времена, когда люди признавали ее как таковую, не омрачая ее чувством вины или грехопадения, которые появились позже с развитием цивилизации и становлением патриархата". В древности считалось, что способность к воспроизведению потомства связана с плодородием земли. Наши предки создавали мифы о таинствах мира, пропитанные поэтической двусмысленностью. Многие из них из разных уголков мира, но одинаковые по своей сути, дошли до нас в виде современных сказок. > Люди древности имели яркое и поэтичное представление о жизни и заклинали не только духов природы, но и различные женские и мужские божества, считающиеся ответственными за природные явления. Многие этнологи полагают, что самые ранние и главные из этих божеств были женского рода. Существует предположение, что изначально люди поклонялись именно символу матери, а не отца, однако этот вопрос до сих пор остается довольно спорным. В разных частях света находят статуэтки богинь, насчитывающие тысячелетия. На Ближнем Востоке - колыбели культа богинь - были найдены женские фигурки, датируемые примерно 70000 годом до рождества Христова. Будучи одними из самых древних произведений искусства, эти фигурки представляют собой статуэтки крупных, широкобедрых и полногрудых женщин с поднятыми в танце руками.Вера в то, что божество-создатель было женского рода, базируется на очевидном факте, что именно женщины дают жизнь. Также считалось, что женщины обладают магической властью и могут оказывать влияние на рост урожая. Более того, существует предположение, что именно женщины изобрели сельское хозяйство, развивавшееся почти одновременно в разных частях земли. Тем не менее, некоторые народы, в том числе американские индейцы, были категорически против ведения сельского хозяйства: «Вы хотите, чтобы я копал землю? Значит, я должен взять нож и вонзить его в грудь моей матери? Но потом, когда я умру, она ведь не примет меня вновь в свое лоно. Вы хотите, чтобы я копал землю и выкорчевывал камни. Значит, я должен изувечить ее плоть и перейти к ее костям? Тогда я никогда больше не смогу войти вновь в ее тело и родиться заново»'2. Эти слова, произнесенные пророком индейского племени уматилла менее ста лет назад, отражают древнюю веру в связь женщин с землей. Считалось, что дети рождались из земли, из пещер и гротов, болот и ручьев, и когда женщина проходила по определенному месту, дух ребенка вселялся в ее тело. Отголоски этой веры могут быть найдены в древнеримском значении слова «незаконнорожденный» («дитя земли»), равно как и его румынского синонима, означающего «дитя цветов».Считалось, что магическая способность женщин к созиданию распространялась также и на природу, т.е. женщины могли влиять на рост урожая. Именно на основании этого предположения и зародился миф о Великой Матери, или Богине, которую одновременно почитали и боялись за ее таинственное могущество. Тысячи лет назад на вершинах холмов центральной Анатолии и Средиземноморья женщины проводили ритуалы в честь этой богини, к которым мужчины не допускались, равно как и к церемониям, относящимся к плодородию. Начиная с конца четвертого века до нашей эры и вплоть до эры христианства, многие женские божества эллинистического и греко-римского мира и ритуалы, посвященные им, заимствовались из верований Востока, в частности, Сирии и Турции. На Кипре, родине Афродиты, греческой богини любви и плодородия, женщины исполняли эротические и экстатические танцы под песнопения и барабанную дробь. Транс, или экстатический элемент, был основной составляющей, так как высвобождал энергию тела, что помогало танцовщице войти в другую сферу существования и объединиться с божеством, тем самым, получая от него силу. С древнейших времен на Ближнем Востоке женщины посредством совокупления с незнакомцами, выражали свое поклонение Создателю-женщине. В пятом веке до нашей эры в Вавилоне этот обычай был формализован - здесь каждая женщина должна была дождаться в храме Милитты появления мужчины, который, войдя в храм, бросал ей монету в знак приглашения к совокуплению. После полового акта, женщина могла вернуться домой к своему обычному образу жизни. Монета принадлежала не самой женщине, а служила подношением богине за то, что она позволила мужчине принять участие в ритуале. Подобная традиция была широко распространена в Месопотамии (Ираке, Кувейте, Турции, Сирии и некоторых областях Ирана), Египте, Аравии и Финикии (Ливане). В Египте, где поклонялись богиням Хатор и Бастет за их способность дарить плодородие, женщины принимали участие в посвященных им празднествах, где танцевали, пели и совокуплялись с мужчинами, чествую этих божеств. В Иераполисе (Ливан) был распространен похожий обычай в честь богини Аттар. Считалось, что эти ритуалы способствовали передаче плодородия богини простым смертным. Более того, как писал древнегреческий поэт Гесиод, «чувственная магия женщин помогла «смягчить» поведение мужчин, подобным образом превращая животные инстинкты в любовь»13. Иногда иеродулами (от греческого «священный слуга») ученые называют храмы богинь, в честь которых проводились сексуальные ритуалы. Однако чаще они используют этот термин в значении «священная проститутка», что в современном понимании не соответствует реальному значению определения, так как «священный» (что значит «посвященный служению божественному духу») и «проститутка» (что связано с распутством) кажутся несовместимыми понятиями. Потеря нами инстинктов жизни и разделение духа и материи усложняют восприятие древней веры в то, что сексуальность - неотъемлемая часть духовности.Музыку и танцы можно встретить во всех ритуалах, посвященных богиням плодородия. Историк второго века Павсаний утверждает, что в классических греческих храмах жрицы исполняли танец, известный под названием кордакс, в котором вращали бедрами, близко сдвинув ноги. Девадаси (храмовые жрицы) в Индии исполняли чувственные танцы, которые должны были способствовать плодородию, их изображали на скульптурах, служивших украшением внешних стен храмов. Эти прекрасные произведения можно увидеть и по сей день: полногрудые фигуры с пышными бедрами, вокруг бедер обернуты длинные шарфы, а на лице - загадочная улыбка. В тринадцатом веке нашей эры в индийских храмах было около 20000 девадаси, их можно было увидеть еще вплоть до конца девятнадцатого века. Верующие дарили им цветы, фрукты, ароматизированную воду, дорогую одежду и украшения: «Из всех видов искусств наиболее распространен танец, ... состоящий из грациозных и чарующих жестов, покачиваний, изумительных волнообразных и выразительных движений корпусом»14
Что же происходило с религиозными танцами, посвященными плодородию, по мере изменения цивилизаций и вытеснения, часто насильственного, древних вероисповеданий новыми? В настоящее время большинство людей на планете придерживаются религиозных взглядов, основанных на доминирующей роли мужчин, и живут в патриархальных обществах, где женщины лишены значительной части своей былой власти. Древние семиты были первыми, кто низверг с престола старые языческие вероисповедания, основанные на доминирующей роли женщин. В отличие от других народов Ближнего Востока, еврейские племена не разрешали женщинам в качестве жриц принимать участие в религиозных отправлениях. Однако подавление язычества и, как результат, изменение статуса женщин произошли не за один день. Трансформация почитания женщин, существовавшего в древности, в страх и недоверие заняла много времени. Существует несколько теорий о процессе таких изменений. Одна из них заключается в том, что когда мужчины начали понимать свою роль в создании жизни, они стали ошибочно полагать, что только они ответственны за весь процесс, а женщина - лишь сосуд, содержащий их создание. Так произошел переход от матриархата к патриархату; были изменены законы, определяющие права женщин, и мужчинам была предоставлена абсолютная власть над членами семьи. Подобным образом женщины потеряли свою свободу и право владеть имуществом и передавать его по наследству, а вместо этого сами превратились в предмет владения сначала отцов, а затем мужей. Новые законы, созданные для ограничения женской свободы, были довольно жестоки. Они существуют и по сей день. Древнееврейский обычай приговаривать женщину к смерти, если она не сохранит свое целомудрие до свадьбы, до сих пор распространен в некоторых областях Средиземноморья и арабского мира.В течение столетий образ Богини постепенно подавлялся (соответственно подавлялась и власть женщин), но все это время женщины продолжали тайно поклоняться своим древним божествам, как описано в Ветхом Завете. Следы веры в Богиню до сих пор можно найти в религиях, распространенных по всему миру, например, таких как христианство, боготворящее Деву Марию, или ислам, где самый священный образ, Кааба, символизирует древнюю богиню Аравии13. На протяжении многих столетий женские божества постепенно трансформировались в мужские. Согласно В. Р. Смит16 даже в исторические времена богини древних семитов все еще находились в процессе превращения в богов. Хоть люди и нелегко расставались со старыми божествами, однако, одного религиозного осуждения было недостаточно для полного уничтожения вероисповеданий и ритуалов, созданных в течение веков. Между четвертым и восьмым веками нашей эры на Ближнем Востоке стали преобладать христианство и ислам. До определенной степени этим религиям, основанным на доминирующей роли мужчин и заменившим язычество, сначала пришлось склониться перед могуществом предшествующих им вероисповеданий. Они присваивали определенные языческие ритуалы и адаптировали под собственные идеи, меняя их первоначальное значение. Например, христиане празднуют Пасху, в основе которой был весенний праздник плодородия в честь Эстре, саксонской Королевы Небес, а Рождество - адаптация языческих сатурналий. Датой рождения Христа стало считаться 25 декабря, что соответствовало празднику зимнего солнцестояния -рождения солнца. Этот ритуал рождения, который проводился в Египте и Сирии, происходит от древней персидской религии-митраизма-вероисповедания, когда-то очень могущественного на Востоке и достойного соперника христианства.Чтобы утвердиться и христианство, и ислам были вынуждены уничтожить ритуалы, связанные с поклонениями Богине, поэтому предпринимались попытки искоренить женский танец, посвященный сексуальности и плодородию (предполагалось даже, что исламский запрет изображать живые существа исходит из стремления прекратить преклонение перед женскими идолами). Возможно, именно в связи с этим женские танцы редко упоминаются в Библии, в то время как мужские - очень часто. Одно из редких упоминаний о женском танце можно встретить в Новом Завете, в повествовании о Саломее. Опять же, это повествование - адаптированный для христианства языческий миф, бывший одним из величайших лейтмотивов танцев. История о Саломее основана на мифе о вавилонской богине любви и плодородия Иштар, который в аллегоричной форме повествует о смерти и возрождении природы. Возлюбленный Иштар погибает, и его уносят в подземный мир, который также представляет собой плодоносное лоно земли. Иштар убита горем и, надев свою лучшую одежду, она уходит за ним, в надежде его вернуть. Чтобы попасть в самые сокровенные места подземного мира, ей приходится пройти через семь входов, каждый из которых состоит из семи ворот. Иштар приходится платить за каждый вход одним украшением и одним из своих покрывал. За время ее отсутствия, на земле не растет урожай, нет любви и радости. Только когда она возвращается с любимым, в природе все вновь расцветает после бесплодных зимних месяцев.«Танец с покровами Иштар», также известный как «Танец приветствия» или «Танец-Шалом» (от еврейского приветствия шалом), был переиначен в Библии, а его значение искажено. В первоначальном мифе, Иштар возвращает жизнь, а в Библии Саломея забирает. Ее мать, Иродиада, использует Саломею для мести Иоанну Крестителю, объявившему недействительным ее брак с Иродом. Именно Иродиада просит Саломею станцевать для короля Ирода в честь его дня рождения, а когда царь предлагает Саломее в награду все, что она пожелает, хоть полкоролевства, Иродиада приказывает Саломее потребовать голову Иоанна Крестителя, которого Ирод заключил в тюрьму. Так эта история стала подтверждением христианской теории о разрушительной власти женщин, а не о благотворном женском волшебстве. Все вновь появляющиеся вероисповедания рано или поздно начинают извращать и преувеличивать факты, в то время как изначальные религии быстро теряют заложенный в них смысл. Этот процесс подобен «испорченному телефону» - нашептыванию чего-либо кому-то на ухо, переданный таким образом от одного человека к другому рассказ через какое-то время полностью менял содержание.В мифах процесс создания никогда не проходит без жертв. Почти в каждой «сельскохозяйственной» религии имеется элемент человеческого жертвоприношения, которое со временем стало лишь символом. Кульминацией ритуала человеческого жертвоприношения являлось разрезание тела на части и погребение его в полях, чтобы они стали богаче. Все, что оставалось, сжигали, а пепел развеивали над землей. Жертвоприношения в поклонении богиням включали добровольную кастрацию мужчин и погребение мужских органов. Со временем отправление этих ритуалов стало доходить до крайностей. На крупном весеннем празднестве, которое проводилось в храме сирийской богини Астарты в Гераполисе, священнослужители, поощряемые песнями и барабанной дробью, резали свое тело ножами; религиозный восторг сменялся эйфорией, а жрецы, завороженные музыкой и все возрастающим безумием толпы, одним движением мечами, предназначенными специально для этой цели, оскопляли себя'7. Возможно, именно подобное проведение ритуалов, посвященных богиням, и привело к тому, что мужчины восстали против власти женщин в обществе. Какова бы ни была причина, темная сторона женской сексуальности всегда описывалась в древних легендах. В новых религиях Ближнего Востока, основанных на доминирующей роли мужчин, недоверие и страх перед женской сексуальностью принимали угрожающие размеры, и именно они повлияли на стремление ограничить женскую свободу и искоренить все обряды, связанные с верой, посредством которой женщины обретали свое могущество. Степень этого недоверия и страха, и указание на то, насколько далеко ушло христианство от древнего представления о половом акте как священной обязанности, очень ясно переданы высказываниями Святого Павла, что только лишь прикасаясь к женщине, мужчина оскверняет себя, а обет безбрачия - то идеальное состояние, к которому должно стремиться человечество. Разделение тела и духа - основное положение христианства. Практиковались посты, самобичевание и лишение себя земных благ для подавления потребностей тела и достижения состояния просветления. Если же все попытки подавления плоти не приводили к успеху, то человека подвергали кастрации. Так еще один обряд, связанный с поклонением богине был сохранен начинающей доминировать религией, и получил новое обоснование. Постепенно люди прекратили поклоняться богиням, равно как и совершать относящиеся к ним обряды. В тех местах, где обрядовый танец сохранился, он потерял свое религиозное значение и превратился в светское развлечение, а позже - в вид искусства. Со временем профессиональные исполнители создали различные формы этого танца, соответствующие особенностям тех областей, где он существует поныне, например, Африки или Полинезии. В странах, расположенных вдоль северного побережья Африки и граничащих с южным и восточным берегами Средиземного моря, а также в пустынях Ближнего Востока, обрядовый танец подвергся сильным изменениям. Здесь, в сегодняшнем арабо-исламском мире, он превратился в модное светское искусство, требующее высокого мастерства. Хоть у него сейчас и нет сознательной связи с древним танцем плодородия, от которого он происходит, могущественное влияние его предшественника все еще прослеживается.
____________
* Любой ритуал или церемония, связанная с изменением социального статуса затрагиваемого ритуалом лица или лиц, например, погребение, посвящение в рыцари, инициация, крещение и т.д. (прим. переводчика)
Следы цыганЖизнь подобна цыганке, танец ее недолог для каждого из нас. В египетских деревнях профессиональных танцовщиц называют гавази (ед. число га-зия). Настоящими гавази были цыганки, но сейчас этот термин применяется ко всем танцовщицам, а не исполнительницам какого-либо конкретного племени или племен, как раньше. Важная роль, которую сыграли цыгане в развитии светского танца, отражена в турецком языке, в котором слово, обозначающее «танцовщицу» {ченги) происходит от слова чингене («цыганка»). Египетское слово гавази означает «захватчики» или «чужеземцы». Действительно цыгане всегда проживали на окраинах городов и на грани общества. Цыган всех стран объединяет общее индийское происхождение и цыганский язык, основанный на хинди. До сих пор существуют индийские племена низшей касты, у которых нет своего места в обществе, они живут на северо-западе страны и ведут кочевой образ жизни. Основу веры и суеверий цыган составляет индуизм, их святым покровителем является индийская богиня Кали, «Черная Мадонна» (известная европейским цыганам как «Сара-египтянка»). Первые племена цыган покинули Индию в пятом веке нашей эры гонимые голодом и тяготами жизни. Некоторые из них были высланы из страны, например, такие как катхак, бродячие певцы из Синда, которые сначала перебрались на север и стали исполнителями при дворе правителя. Здесь они наслаждались легкой жизнью, пока не были пойманы во время кражи из имперской казны и не изгнаны. Юсеф Маазин, отец самых знаменитых в наши дни гавази, живущих недалеко от храмов Луксора, рассказывал, как его племя пришло в Египет. Он признавал, что племя выслали со своей родины из-за воровства и плохой репутации, и они перебрались в Персию, и утверждал, что всегда поощрялось стремление дочерей и сыновей стать исполнителями и обосноваться в Египте. Первые цыганские племена переселились на запад, пройдя через Афганистан и Персию, и на восточных берегах Средиземного моря их пути разошлись. Некоторые продолжили продвигаться в северном направлении через Турцию в Европу, в то время как другие отплавились в Египет вдоль южного побережья. Считается, что цыгане достигли Испании, пройдя по северному побережью Африки, только на этом пути можно встретить несколько разрозненных цыганских поселений. Некоторые полагают, что они пришли в Испанию из Франции, однако андалузские цыгане утверждают, что их предки переселились из Египта. Кочевые племена цыган, не говорящие на арабском языке и не придерживающиеся мусульманской веры, по сей день живут в оазисе Фаюм в дельте Нила. Здесь они ведут прежний образ жизни, постоянно путешествуя с другими кочевыми племенами в попытке скрыть свою национальную принадлежность и избежать наказания. Будучи чужестранцами, отказывающимися приспосабливаться к условностям общества, цыгане всегда чувствовали неприязнь к себе в странах, где проживали. В течение сотен лет, они зарабатывали на жизнь как уличные актеры. У цыган нет письменности, но факты их происхождения сохраняются и передаются из поколения в поколение с помощью музыки, песен и танца, которые играют особую роль в их жизни. Существует несколько видов цыганских выступлений: одни для частного узкого круга, не предназначенные для чужих глаз, другие для представлений на широкой публике. Музыка и танцы - связующее звено их культуры и является способом подражания претенциозности общества, которое они развлекают. Персидский поэт Фирдоуси описывает, как правитель Бахрам, живший в пятнадцатом веке, перевез в Персию около 1000 цыган для развлечения своих подданных, сетовавших, что доставляющие удовольствие музыка и танцы - удел только богатых. Хоть он и предоставил цыганам соответствующие условия для проживания, дал им скот и семена для посева кукурузы, они предпочли свою кочевую жизнь: съев скот и кукурузу, тронулись в путь. Однако когда цыгане решали поселиться в одном месте, они принимали местные традиции, освоив местные фольклорные танцы и музыку и используя их как основной способ зарабатывать на жизнь. Не только цыгане, но и другие этнические меньшинства и бедные слои населения способствовали развитию светского танца. Возможно, именно из-за того, что танец ассоциировался с низшими слоями населения, он считался недостойным «уважаемых граждан». Но существовала и другая причина. По своей природе, танец - действие, делающее чувства более яркими и подавляющее комплексы (терапевт Хавенлок Эллис, живший в девятнадцатом веке и изучавший сексуальное поведение людей, как-то сказал: «Девушка, протанцевавшая в течение четверти часа, находится в том же состоянии, как если бы выпила шампанского»). Танец не подходил для трезвомыслящих граждан, которым хотелось сохранить чувство собственного достоинства и самообладание, хоть и считался приемлемым, если исполнялся как физическое упражнение. Согласно греческому философу третьего века до н.э. Аристотелю, если правильно контролировать музыку и танцы они могут служить способом воспитания морали и эстетическим удовольствием высочайшего порядка. Однако он предупреждал, что никто не должен заниматься этим видом искусства на профессиональном уровне; так же, как ни один гражданин не должен учиться играть на музыкальных инструментах. В Древней Греции профессиональной деятельностью в данной области могли заниматься только рабы, вольноотпущенные и иностранцы. В начале первого века до н.э. римский оратор Цицерон заметил: «Никто не танцует в трезвом состоянии, только сумасшедшие». Тем не менее, именно римляне основали академии танца, где некоторые достигали того уровня профессионализма, который определенно не мог считаться пристойным. В четвертом веке нашей эры римский писатель Макробиус сказал: Несмотря на предрассудки, танец остался необходимым для публики развлечением при проведении различного рода торжеств. Таким образом, возникли сознательное понимание умения и эстетические ценности, а танец постепенно стал искусством тех людей, которым доставлял удовольствие показ собственной индивидуальности и изобретательности. Непрекращающиеся потрясения в обществе в разные периоды истории наложили свой отпечаток на танцы всех стран мира. Не всегда можно точно определить, какие именно стилистические элементы изначально присущи определенному танцу, а какие являются влиянием переселенцев. Однако довольно интересно отслеживать, какие танцевальные движения, характерные для одной страны, перенимались в другой, и как похожие телодвижения в двух различных видах танцев улучшали оба. Волнообразные движения рук и движение головой из стороны в сторону присущи индийскому, персидскому, турецкому и арабскому танцам. Жесты пальцами, каждый из которых имеет собственное значение, являются основными чертами индийского танца, равно как и танцев алжирского региона Хоггар и южного Марокко. В Андалузии наиболее известным танцем является фламенко, название которого считается произошедшим от неправильного произношения арабских слов феллах и менгу, что значит «беглый крестьянин». Фламенко - это танец, соединивший в себе движения цыганского и испанского танцев, с сильно выраженными элементами восточного танца, появлению которого способствовало завоевание Андалузии маврами, а формирование происходило с седьмого до конца пятнадцатого века. Тем не менее, существуют определенные элементы фламенко, которые не относятся ни к североафриканским, ни к европейским, ни к восточным танцам, и, скорее всего, заимствованы у индийского танца, например, контролируемые движения ногами и постепенное перемещение движения из бедер вверх к вытянутым рукам. Замбра мора (мавриганский танец) - малоизвестная разновидность фламенко очень напоминает восточный танец. Женский танец испанских цыган, исполняемый на специальных частных торжествах, содержит движения бедрами, очень похожие на арабский танец. Этот танец известен как la danza serpiente (змеиный танец) - название, которое использовалось испанцами для обозначения женского арабского танца. Использование определенных частей тела в танце относится как к табу, так и к эстетическим ценностям. Однако остается загадкой, почему именно женщины, населяющие Северную Африку и Ближний Восток, сохранили древний танец плодородия и превратили его в столь утонченный вид искусства. Арабский танец характеризуется сложными движениями, которые, если судить по отрывкам описаний, дошедших до нас сквозь века, мало изменился за последнюю тысячу лет, несмотря на все усовершенствования. Цыгане - не единственный народ, способствовавший распространению этого танца, хотя они и сыграли огромную роль в его развитии. Женщины, путешествовавшие с армиями захватчиков и колонизаторов, также внесли свою лепту в его распространение. Армия Римской Империи (27 год до нашей эры -476 год нашей эры) прошла по Средиземному морю в Египет и Аравию, Северную Африку и Европу. Хоть у них и существовали предрассудки по отношению к танцу как виду деятельности уважаемых граждан, римляне признавали его за разнообразие. Около 60 года до нашей эры они начали привозить танцовщиц из Сирии. Проперций, величайший элегический поэт Древнего Рима, упоминает, что женщин нанимали для развлечения на званых обедах, где «они танцевали сладострастные танцы под звуки флейты и аккомпанировали себе кастаньетами». Однако восторги римлян были отданы танцовщицам из Кадиса (тогда известного как Гадес), города, который до захвата римлянами был финикийской колонией. Несколько римских писателей оставили описания танцовщиц из этого города, в том числе и Овидий: «Грациозны ее руки в утонченном движении; призывно она покачивает бедрами». Ювенал описывал танцовщиц, которые «опускаются на пол и колышутся под ритм аплодисментов... стимул для вялых любовников, обжигающая крапива, возвращающая богатых мужчин к жизни». Поэт Марциал писал, как он наблюдал за ними, «покачивающими распутными чреслами в умелых движениях». Этим танцем наслаждались во всех уголках Римской Империи. К концу первого века нашей эры исполнители начали создавать в Египте и других странах Востока собственные общества. Следующий отрывок из папируса, хранящегося в Корнельском университете, содержит контракт между египетской исполнительницей и ее работодателем: Сумма платы танцовщицам отражала статус их работодателя, равно как и умение самих танцовщиц, и их место в обществе. На одном конце шкалы находились египетские танцовщицы во времена четвертой династии (2680-2560 года до нашей эры), которых вознаграждали за труды золотыми ожерельями и драгоценными камнями. На другом - танцовщицы, выступавшие на рыночных площадях и получавшие лишь мелкие монетки, бросаемые им прохожими (традиция, широко распространенная и в наши дни). Так как у них не было места для хранения заработка, танцовщицы стали пришивать монетки к корсажам платьев, головным уборам и шалям, намотанным вокруг бедер. Другим способом вложить деньги была покупка ювелирных украшений, которые можно было постоянно носить на себе. Сейчас в арабском танце звон браслетов на запястьях и щиколотках, подвесок и вшитых в бахрому головных уборов монеток способствует созданию атмосферы праздника, в то время как традиция нашивать золотые и серебряные украшения на современный танцевальный костюм произошла от привычки танцовщиц носить на себе свой заработок. В некоторых областях, где можно встретить арабский танец, существует обычай, и по сей день являющийся частью представления, когда исполнительница выгибается назад и просит зрителей прикрепить монетку к ее лбу, щекам или губам. Выше по статусу были профессиональные танцовщицы, нанимаемые отдельными людьми для частных выступлений. те и Турции находились труппы, состоявшие при королевских домах. Танцовщицы - любимицы правителя часто щедро вознаграждались: «Оплата артистам была столь щедра, что говорят, могущественнейшие персидские и могольские династии обязаны своим падением и банкротством именно подобным излишествам» . Не все танцовщицы жили при дворе, некоторые из них часто только приглашались на празднества. Другие, в основном рабыни, принадлежали монаршему гарему и сожительствовали с правителями или их родственниками мужского пола. Они превосходно разбирались в искусстве и были обычно единственными образованными женщинами в окружавшем их обществе, что присуще куртизанкам (то же самое можно сказать и о греческих гетерах, японских гейшах и индийских танцовщицах). Они не только умели читать и писать, но и были умными собеседницами, прекрасно пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах. Их глубоко почитали, и в распоряжении многих из них находилось значительное имущество, дарованное им их покровителями. Шейх Абд ал-Рахман ал-Джабарти рассказывал о египетской певице, жившей в начале правления династии Фатимидов. Когда в 969 году н.э. халиф ал-Муизз вошел в завоеванный им город, певица и музыканты приветствовали его песней: У певиц, поэтесс и исполнительниц на музыкальных инструментах был самый высокий социальный статус среди всех женщин искусства, в частности и потому, что в отличие от танцовщиц, они носили чадру и вели себя более скромно в обществе. В Египте их называли авалим (в ед.ч. алмея) или «сведущие женщины». В девятнадцатом веке, когда первые европейцы посетили Египет, они, описывая танцовщиц, часто называли их алмеями, но настоящие авалим танцевали очень редко. Они были высоко образованы и сведущи во всех видах искусств. На свадьбах они вместе с танцовщицами должны были с помощью пения и танцев рассказывать невесте об искусстве занятия любовью. Одной из известнейших авалим девятнадцатого века была Сакина ал-Маз. Если ей приходилось петь для мужской аудитории, она пряталась за занавесом, рассказывая историю своей жизни с помощью песен, которые постепенно становились страстными и пылкими, вдохновляемые аплодисментами публики. Англичанка Люси Дафф Гордон, вынужденная по состоянию здоровья переехать жить в Египет, в 1860 году так описывала Сакину: Как утверждает немецкий писатель Георг Мориц Эберс, авалим начинали свою карьеру в домах состоятельных людей, а когда их голос терял свою чистоту и очарование, они выходили на заслуженный отдых. Часто они брали себе имя своего покровителя и поддерживали с ним связь всю жизнь. Иногда они выходили замуж, но продолжали выступать, а их мужья становились «менеджерами» и организаторами. Авалим, которые были ниже по социальному статусу, танцевали и пели на публике. Когда в 1834 году танцовщицы были изгнаны из Каира, певицам разрешили остаться. Худа Шарави, предводительница египетского феминистского движения, вспоминает, что в 1890-х годах, когда она была еще ребенком, в их доме в Каире останавливалась странствующая поэтесса: В общем, статус исполнительниц зависел от социального положения их покровителей и мог часто меняться. Даже если они были в фаворе в начале своей карьеры, не существовало никакой гарантии, что их не перестанут уважать, когда они потеряют свое умение и красоту. Избежать ударов судьбы можно было, лишь выступая вместе с группой. Турецкие ченги создавали свои группы, самый старший член которой был управляющим. Подобным образом им удавалось обеспечить себе определенную стабильность. Общество в Северной Африке и на Ближнем Востоке всегда относилось к профессиональным танцовщицам неоднозначно, в основном потому, что ислам, главенствующая религия в арабском мире, всегда осуждал танцы. Сначала Магомет намеревался изменить веру только жителей своего родного города Мекки, которые были язычниками. Однако ислам распространился далеко за пределы города и еще во времена Магомета перекочевал в Аравию. После его смерти в 632 году н.э., вера, исповедуемая захватчиками, стала распространяться на покоренных территориях. В седьмом веке были завоеваны Сирия, Египет и Тунис, а затем Алжир и Марокко. В начале восьмого века мавры завоевали южную Испанию, где они основали богатейшее государство и оставили неизгладимый след в искусстве. К девятому столетию мусульмане захватили Персию и всю Индию. В исламе светское тесно связано со священным, и предающиеся веселью должны придерживаться этических принципов. Так как это правило не могло быть применено ко всем видам танцев, самым легким способом разрешения проблемы оказался запрет на этот вид искусства. Однако была и другая причина запрета женских танцев на публике. Основной постулат ислама - женщины не должны показывать свое тело незнакомым людям. Танцовщицы были единственными нарушавшими этот закон и выступавшими на публике без чадры. Профессиональные исполнительницы принадлежали той части общества, которое формально придерживалось мусульманства, но сохраняло свои старые обряды. Что касается женских танцев, у цыган и народов, проживающих вдали от городской суеты (например, бедуинов в пустыне) всегда было меньше запретов, касающихся женского появления на публике. Не подчиняясь законам, танцовщицы стали первыми, кто открыто передавал чувственный восторг и красоту. Во многих странах древнего Востока считалось, что танцовщицы приносят удачу, то есть они были носителями изначальной «божественной» власти храмовых танцовщиц. Они играли основную роль во всех общественных и частных мероприятиях. Выступая для богатых заказчиков, они выполняли своего рода суррогатную функцию - наслаждались танцем за всех тех людей, которым он был воспрещен, и которые могли лишь восхищаться им как зрители. В известной степени мусульманское порицание танцев «уважаемых» женщин был на руку профессиональным танцовщицам, освобождая им место в социуме, которое никто другой не мог занять. Некоторым из них удалось переступить черту, отделявшую их от почтенного общества. В доисламские времена самой известной женщиной, которая смогла достичь самого высокого положения в обществе, была Феодора, танцовщица-куртизанка очень низкого происхождения. В 527 году нашей эры она вышла замуж за императора Юстиниана и стала править Византийской империей. В наши дни танцовщицы, славящиеся своим артистизмом, зарабатывают значительные суммы и пользуются уважением, в то время как менее умелые сохраняют на себе клеймо, присущее их профессии. Однако существует общее для всех танцовщиц арабо-ис-ламского мира положение, противоречащее отношению к ним в обществе. Они являются основными кормильцами семьи и поэтому уверены в себе и часто довольно влиятельны. Более того, их профессия предоставляет им определенный уровень свободы, не разрешенный другим женщинам. Марокканские шикхат, выступающие в труппах и постоянно переезжающие с места на место для участия в различных семейных торжествах, известны как «женщины, не терпящие указаний от мужчин». Будучи танцовщицами, они не отрицают замужество и семью, но их мужья часто зависят от них в финансовом плане. Подобное положение противоречит традиционному семейному укладу мусульман, при котором женщина должна находиться дома, в то время как мужчина зарабатывает деньги. Считается, что это позволяет женщинам быть защищенными от суровых реалий жизни. Шикхат можно сравнить с куртизанками-танцовщицами, живущими в Бомбее, в районе Паванпул. Здесь, в противоположность общепринятым нормам, с размахом празднуют рождение дочери и готовят ее к будущей профессии с младенчества. Мужчины ведут праздный образ жизни, проводя целые дни в кафе за картами и сигаретами; только те, у кого есть музыкальный талант, считаются потенциальными работниками. Сейчас сестры Маазин знамениты. В последние годы западная пресса часто берет у них интервью и снимает документальные фильмы о танцах и жизни цыган с их участием. Тем не менее, несмотря на всю их славу, они прекрасно знают, что не считаются приемлемыми кандидатками в жены. Как заметила одна из них: Оценивая имеющиеся у них возможности, можно сказать, что танцовщицам в арабском мире в какой-то степени повезло. Им не нужно подчиняться правилам общества. Их работа предоставляет возможность путешествовать и быть независимыми, и хоть их положение и нестабильно, все же у них есть определенная степень свободы. Используемая литератураГлава 1 Глава 2 |
|
|
|