Страница слева: Деметра Чипарус.«Солнечные лучи, внезапно появившиеся из-за туч. Ок. 1930 г. Статуя из бронзы и слоновой кости. Кристи, Лондон.

Глоссарий

Алмея (мн. ч. Авалим) - женщина, сведущая в искусстве, особенно в музыке и поэзии.
Бакшиш - чаевые, денежный подарок.
Бендир - североафриканский бубен, обтянутый козьей кожей.
Безима - серебряная пряжка, использующаяся для крепления платья на плече.
Калиф - духовный глава в исламе
Ченги - турецкая танцовщица
Шикхат - марокканская танцовщица.
Дафф - египетский бубен, обтянутый козьей кожей.
Дахолла - большая табла.
Дарбуга — североафриканский барабан в форме кубка, обтянутый рыбьей кожей.
Фелука - лодка с одним парусом.
Галабия - свободное одеяние длиной до пола.
Газия (мн. ч. гавази) - египетская танцовщица из цыганского племени.
Хаик (североафр.) - отрез ткани, драпируемый вокруг тела в качестве платья.
Хаммам - парная баня.
Канун - струнный инструмент, предшественник арфы и фортепиано.

Хавал - мальчик-танцор, подражающий женщине.
Хедива - жена хедиве (правителя Египта с 1967 по 1914, наместника Султана Турции).
Магриб -   Марокко,  Тунис  и  Алжир.
Макам (также маком, мугам; мн. ч. мака-мат) - звукоряд, лад в арабской музыке.
Машрабия - декоративные деревянные ставни.
Мажар - очень большой бубен.
Мулид - популярный религиозный фестиваль в честь рождения пророка Мухаммеда.
Муханнат - «женоподобный», прозвище мужчин-музыкантов, заменивших женщин (прим.: здесь имеются в виду именно женщины-музыканты, а не танцовщицы) после их изоляции в гаремах.
Мутрубе - персидская танцовщица/куртизанка.
Най - арабская флейта из бамбука.
Уд - арабская лютня.
Рабаба - предшественник скрипки с корпусом, сделанным из скорлупы кокосового ореха.
Ракc аль-балади - танец народа, традиционный сольный женский танец.

Ракc аль-хаванем - танец женщин знатного рода.
Раке аль-шарки - восточный танец.
Рек — египетский бубен.
Сук - рынок.
Табл балади - очень большой барабан, который вешали на шею во время процессий.
Табла - барабан в форме кубка, сделанный из глины или металла, обтянутый рыбьей кожей с одной стороны, открытый с другой.
Тагине - североафриканское блюдо из мяса и овощей.
Таксим (мн.ч. такасим) - музыкальная импровизация, обычно исполняемая одним инструментом или группой инструментов, где один играет ведущую партию.
Загарит - улюлюканье, выражающее поощрение или одобрение. Обычно так восклицают женщины, часто - в знак восхищения талантливой танцовщицей.


Отголоски древности

Я дитя земли и звездных небес.

Надпись, сделанная орфиками.

Все танцы зарождаются в повседневной жизни, и в частности, происходят из нашей потребности в самовыражении и наполнении существования смыслом. Танец по своей при­роде служит одним из вернейших способов самоопьянения, имеющихся в нашем распо­ряжении, развития энергии наших тел и ее последующего высвобождения. Доказатель­ства этому можно найти в происхождении са­мого слова, звучащего примерно одинаково на разных языках. Слово «dance» (танец) проис­ходит от санскритского танха, что значит «радость жизни», в то время как арабское сло­во ракc и турецкое раккасе происходят от ассирийского рокаду, что значит «праздновать». Кроме празднования значительных собы­тий, танец помогает нам избавиться от засто­явшейся энергии, накопленной в течение дня, и способствует выражению нашей индивиду­альности в социальной группе. Во все времена его использовали как средство исцеления и для привлечения партнера. Однако свою функцию магического ритуала плодородия и урожайности в наше время танцы сохранили только в племенных поселениях и в местах, удаленных от цивилизации.

Все танцы когда-то входили, а в некото­рых культурах входят и по сей день, в религи­озные ритуалы. В древности религия была частью повседневной жизни, через нее осмыс­лялись все природные явления. Восход и за­кат солнца, время сбора урожая, жизнь и смерть казались результатом действия могу­щественных и мистических сил, существую­щих вне человеческого понимания. Люди научились справляться с жизненными нев­згодами сначала посредством создания мира духов, а затем с помощью поклонения и сопровождающих ее ритуалов, могущество которых состояло в способности делать таин­ственное постижимым, не принижая его до уровня обыденности.

Духи были везде: под камнями, в деревь­ях, в воздухе; во многих отдаленных местах люди и сейчас верят в мир духов так же незыб­лемо. В недавнем прошлом египтяне полагали, что каждый раз, когда они бросают что-либо в огонь, им следует возносить хвалу духам или джинну  огня  восклицанием   «Прости, о Джинн!». В то же время в Великобритании друиды поклонялись духам деревьев и ежегод­но проводили священные обряды в честь лета в Стоунхендже.

В доисторические времена наши предки служили природе, а не природа им, как стало происходить с развитием цивилизаций. Тогда начали формироваться социально-политичес­кие структуры, в которых люди поклонялись жрицам и жрецам, королям и королям-полу­богам — полагая, что они владеют могущест­вом природы. В древнем мире, до того как люди начали считать себя высшими существа­ми, они признавали свое более скромное место в природе, создавая ритуалы с жертвоприно­шениями различным духам.

До изобретения языка тело служило ос­новным способом самовыражения. Однако по мере развития языка, он стал постепенно заме­нять телодвижения, используемые в качестве главного метода общения. Тем не менее, мно­гое и сейчас невозможно выразить словами, а лишь языком тела.

В древних ритуалах танец играл важную роль и с течением времени становился вопло­щением системы ценностей культуры, в кото­рой формировался. По мере усложнения жизни, мистические племенные обряды усту­пили место организованным религиозным це­ремониям, самые основные из них относились к плодородию земли и человечества. Целью этой книги не является подробное описание захватывающих ритуалов и вероисповеданий наших предков, тем не менее, все же следует отметить определенные аспекты, тесно свя­занные с нашей темой.

Во всех «ритуалах перехода»* женщины и мужчины участвовали по отдельности. Этот обычай по сей день существует в некоторых странах мира, в основном среди различных племен и народов, проживающих в местах, удаленных от цивилизации, являясь наследи­ем нашего языческого прошлого. В наше вре­мя в некоторых странах арабо-исламского мира мужчины не только принимают участие в различных церемониях, например, таких как свадьбы, отдельно от женщин, но и в повсед­невной жизни занимаются домашними дела­ми в отдельных помещениях.

Среди древних обрядов плодородия следует отметить ритуал инициации зрелос­ти, во время которого девушкам передаются знания предков о половых отношениях пос­редством танца и песнопений. Церемония африканского племени кута6 проходит в во­де или возле нее. Девушки входят в реку, посреди которой построен небольшой ша­лаш из прутьев и листьев, сгибаясь так, что­бы над водой были видны лишь их головы. В определенный момент церемонии, одна из женщин постарше выходит из реки, срывает с себя набедренную повязку и начинает ис­полнять «самый развратный танец». Затем девушки входят в шалаш для обряда иници­ации, кульминацией которого являются «несколько танцев, один из которых симво­лизирует половой акт». Кута - лишь одно из многих племен, использующих эротические танцы и песни во время инициации половой зрелости. Подобные обряды существуют не только в племенах, проживающих в Африке, но и во многих других. Интересен тот факт, что в этих племенах все мужские обряды достижения половой зрелости состоят из подражания женским действиям и свое­образного «заимствования» женского могу­щества . Также к ритуалам плодородия можно от­нести и те, целью которых является при­влечение партнера и празднование свадеб. Эротический танец, включающий в себя движения тазом, всегда играл важную роль в церемониях, служащих для установления сексуальных контактов у различных племен. Доподлинно неизвестно, каким именно был танец в древности, но изучение ритуалов сим­патической магии, где использовались подра­жательные движения, которые, как считалось, оказывали влияние на силы природы, может помочь нам постичь основные элементы традиций прошлого, этому же служат и изыскания антропологов, занимающихся исследо­ваниями обрядов различных племен, сущест­вующих до сих пор.

Во «Всемирной истории танца»8 Курта Саша описываются движения тазом в танце бафиоти в Лоанго, Западная Африка. Такой же танец можно увидеть на побережье Юж­ных морей, в Новой Гвинее, на Соломоновых островах, в восточной Полинезии и повсе­местно в Африке. Йозеф Спаррье, описывая гавайский танец хула9, утверждает, что целью этого танца является «привлечение богов и мольба к ним о деторождении». Хула исполня­ется в широкой юбке, сшитой из травы, под ритмичную музыку. Основным движением танца является резкое и постоянно убыстряю­щееся вращение таза, чередующееся покачи­ваниями бедер.

В Древней Греции существовало несколь­ко ритуалов плодородия, основанных на вра­щении таза и покачиваниях бедрами. Лилиан Лолер выделила некоторые танцы, названные по кухонным принадлежностям, в которых «характерным движением является довольно ритмичное и чувственное покачивание бедра­ми, возбуждающее «шевеление» или «расти­рание»10. Один из танцев был известен под названием игдис или танец «растирания в сту­пе». В другом танце «исполнительница вра­щала бедрами и резко подергивала телом подобно пестику, которым растирают еду в ступе». С этим танцем также связано движе­ние, описанное так: «свиваться и изгибаться, как ветка ивы». Древнегреческий писатель Поллукс утверждал, что все эти танцы харак­теризуются «покачивающим вращением бе­дер». В «Метаморфозах» Апулея, девушка, помешивавшая готовящуюся в кастрюле еду, привлекает внимание молодого человека, рит­мичным покачиванием бедрами и вращением плечами. Лолер отмечает, что все эти танцы были «в принципе одно и то же - танцы плодо­родия, точные эквиваленты которых можно найти в ритуалах многих природных божеств, исполняемых еще с древних времен».

Связь между совокуплением и зачатием была осознана уже на самых ранних этапах ис­тории человечества. Различные произведения искусства, созданные в доисторические време­на, подтверждают тот факт, что мужчины признавали свою роль в создании жизни, но не совсем ясно представляли, в чем именно она заключается. Например, в гробни­це в Катал Хуюк в Анатолии (югси восток Турции) была найдена каменная плита, примерный возраст которой насчитывает около 8000 лет. На одной стороне плиты изображены два обнимающихся влюбленных, а на другой - женщина с младенцем.

Часто ритуалы плодородия завершались половым актом, который считался священным элементом жизни, способствующим продол­жению человеческого рода. В наше время представления о сексуальной энергии сильно отличаются от существовавших в те времена, когда люди признавали ее как таковую, не ом­рачая ее чувством вины или грехопадения, которые появились позже с развитием циви­лизации и становлением патриархата".

В древности считалось, что способность к воспроизведению потомства связана с плодо­родием земли. Наши предки создавали мифы о таинствах мира, пропитанные поэтической двусмысленностью. Многие из них из разных уголков мира, но одинаковые по своей сути, дошли до нас в виде современных сказок. > Люди древности имели яркое и поэтич­ное представление о жизни и заклинали не только духов природы, но и различные женские и мужские божества, считающиеся ответственными за природные явления. Мно­гие этнологи полагают, что самые ранние и главные из этих божеств были женского рода. Существует предположение, что изначально люди поклонялись именно символу матери, а не отца, однако этот вопрос до сих пор остается довольно спорным. В разных час­тях света находят статуэтки богинь, насчитывающие тысячелетия. На Ближнем Востоке - колыбели культа богинь - были найдены женские фигурки, датируемые при­мерно 70000 годом до рождества Христова. Будучи одними из самых древних произведе­ний искусства, эти фигурки представляют собой статуэтки крупных, широкобедрых и полногрудых женщин с поднятыми в танце руками.

Вера в то, что божество-создатель было женского рода, базируется на очевидном фак­те, что именно женщины дают жизнь. Также считалось, что женщины обладают магичес­кой властью и могут оказывать влияние на рост урожая. Более того, существует предпо­ложение, что именно женщины изобрели сельское хозяйство, развивавшееся почти одновременно в разных частях земли. Тем не менее, некоторые народы, в том числе амери­канские индейцы, были категорически против ведения сельского хозяйства: «Вы хотите, чтобы я копал землю? Значит, я должен взять нож и вонзить его в грудь мо­ей матери? Но потом, когда я умру, она ведь не примет меня вновь в свое лоно. Вы хотите, чтобы я копал землю и выкорчевывал камни. Значит, я должен изувечить ее плоть и пе­рейти к ее костям? Тогда я никогда больше не смогу войти вновь в ее тело и родиться заново»'2.

Эти слова, произнесенные пророком ин­дейского племени уматилла менее ста лет назад, отражают древнюю веру в связь жен­щин с землей. Считалось, что дети рождались из земли, из пещер и гротов, болот и ручьев, и когда женщина проходила по опре­деленному месту, дух ребенка вселялся в ее тело. Отголоски этой веры могут быть най­дены в древнеримском значении слова «неза­коннорожденный» («дитя земли»), равно как и его румынского синонима, означающего «дитя цветов».

Считалось, что магическая способность женщин к созиданию распространялась также и на природу, т.е. женщины могли влиять на рост урожая. Именно на основании этого предположения и зародился миф о Великой Матери, или Богине, которую одновременно почитали и боялись за ее таинственное могу­щество. Тысячи лет назад на вершинах холмов центральной Анатолии и Средиземноморья женщины проводили ритуалы в честь этой богини, к которым мужчины не допускались, равно как и к церемониям, относящимся к плодородию.

Начиная с конца четвертого века до на­шей эры и вплоть до эры христианства, мно­гие женские божества эллинистического и греко-римского мира и ритуалы, посвя­щенные им, заимствовались из верований Востока, в частности, Сирии и Турции. На Кипре, родине Афродиты, греческой боги­ни любви и плодородия, женщины испол­няли эротические и экстатические танцы под песнопения и барабанную дробь. Транс, или экстатический элемент, был основной составляющей, так как высвобождал энер­гию тела, что помогало танцовщице войти в другую сферу существования и объеди­ниться с божеством, тем самым, получая от него силу.

С древнейших времен на Ближнем Восто­ке женщины посредством совокупления с не­знакомцами, выражали свое поклонение Создателю-женщине. В пятом веке до нашей эры в Вавилоне этот обычай был формализо­ван - здесь каждая женщина должна была дождаться в храме Милитты появления муж­чины, который, войдя в храм, бросал ей монету в знак приглашения к совокуплению. После полового акта, женщина могла вернуться до­мой к своему обычному образу жизни. Монета принадлежала не самой женщине, а служила подношением богине за то, что она позволила мужчине принять участие в ритуале. Подоб­ная традиция была широко распространена в Месопотамии (Ираке, Кувейте, Турции, Си­рии и некоторых областях Ирана), Египте, Аравии и Финикии (Ливане).

В Египте, где поклонялись богиням Хатор и Бастет за их способность дарить плодоро­дие, женщины принимали участие в посвя­щенных им празднествах, где танцевали, пели и совокуплялись с мужчинами, чествую этих божеств. В Иераполисе (Ливан) был распрост­ранен похожий обычай в честь богини Аттар. Считалось, что эти ритуалы способствовали передаче плодородия богини простым смерт­ным. Более того, как писал древнегреческий поэт Гесиод, «чувственная магия женщин по­могла «смягчить» поведение мужчин, подоб­ным образом превращая животные инстинкты в любовь»13.

Иногда иеродулами (от греческого «свя­щенный слуга») ученые называют храмы богинь, в честь которых проводились сексу­альные ритуалы. Однако чаще они использу­ют  этот   термин   в   значении   «священная проститутка», что в современном понимании не соответствует реальному значению опреде­ления, так как «священный» (что значит «посвященный служению божественному ду­ху») и «проститутка» (что связано с распут­ством) кажутся несовместимыми понятиями. Потеря нами инстинктов жизни и разделение духа и материи усложняют восприятие древ­ней веры в то, что сексуальность - неотъемле­мая часть духовности.

Музыку и танцы можно встретить во всех ритуалах, посвященных богиням пло­дородия. Историк второго века Павсаний утверждает, что в классических греческих храмах жрицы исполняли танец, известный под названием кордакс, в котором вращали бедрами, близко сдвинув ноги. Девадаси (храмовые жрицы) в Индии исполняли чувственные танцы, которые должны были способствовать плодородию, их изображали на скульптурах, служивших украшением внешних стен храмов. Эти прекрасные про­изведения можно увидеть и по сей день: пол­ногрудые фигуры с пышными бедрами, вокруг бедер обернуты длинные шарфы, а на лице - загадочная улыбка. В тринадцатом веке нашей эры в индийских храмах было около 20000 девадаси, их можно было уви­деть еще вплоть до конца девятнадцатого ве­ка. Верующие дарили им цветы, фрукты, ароматизированную воду, дорогую одежду и украшения:

«Из всех видов искусств наиболее распро­странен танец, ... состоящий из грациозных и чарующих жестов, покачиваний, изумитель­ных волнообразных и выразительных движе­ний корпусом»14

Что же происходило с религиозными тан­цами, посвященными плодородию, по мере из­менения цивилизаций и вытеснения, часто насильственного, древних вероисповеданий новыми? В настоящее время большинство лю­дей на планете придерживаются религиозных взглядов, основанных на доминирующей роли мужчин, и живут в патриархальных обществах, где женщины лишены значительной части сво­ей былой власти. Древние семиты были первы­ми, кто низверг с престола старые языческие вероисповедания, основанные на доминирую­щей роли женщин. В отличие от других наро­дов Ближнего Востока, еврейские племена не разрешали женщинам в качестве жриц прини­мать участие в религиозных отправлениях. Од­нако подавление язычества и, как результат, изменение статуса женщин произошли не за один день. Трансформация почитания жен­щин, существовавшего в древности, в страх и недоверие заняла много времени.

Существует несколько теорий о процессе таких изменений. Одна из них заключается в том, что когда мужчины начали понимать свою роль в создании жизни, они стали оши­бочно полагать, что только они ответственны за весь процесс, а женщина - лишь сосуд, со­держащий их создание. Так произошел пере­ход от матриархата к патриархату; были изменены законы, определяющие права жен­щин, и мужчинам была предоставлена абсо­лютная власть над членами семьи. Подобным образом женщины потеряли свою свободу и право владеть имуществом и передавать его по наследству, а вместо этого сами превратились в предмет владения сначала отцов, а затем мужей. Новые законы, созданные для ограничения женской свободы, были довольно жестоки. Они существуют и по сей день. Древ­нееврейский обычай приговаривать женщину к смерти, если она не сохранит свое целомуд­рие до свадьбы, до сих пор распространен в некоторых областях Средиземноморья и арабского мира.

В течение столетий образ Богини посте­пенно подавлялся (соответственно подавля­лась и власть женщин), но все это время женщины продолжали тайно поклоняться своим древним божествам, как описано в Вет­хом Завете. Следы веры в Богиню до сих пор можно найти в религиях, распространенных по всему миру, например, таких как христиан­ство, боготворящее Деву Марию, или ислам, где самый священный образ, Кааба, символи­зирует древнюю богиню Аравии13.

На протяжении многих столетий женские божества постепенно трансформировались в мужские. Согласно В. Р. Смит16 даже в исто­рические времена богини древних семитов все еще находились в процессе превращения в бо­гов. Хоть люди и нелегко расставались со старыми божествами, однако, одного религи­озного осуждения было недостаточно для полного уничтожения вероисповеданий и ри­туалов, созданных в течение веков.

Между четвертым и восьмым веками на­шей эры на Ближнем Востоке стали преобла­дать христианство и ислам. До определенной степени этим религиям, основанным на доми­нирующей роли мужчин и заменившим язычество, сначала пришлось склониться пе­ред могуществом предшествующих им веро­исповеданий. Они присваивали определенные языческие   ритуалы   и   адаптировали   под собственные идеи, меняя их первоначальное значение. Например, христиане празднуют Пасху, в основе которой был весенний празд­ник плодородия в честь Эстре, саксонской Королевы Небес, а Рождество - адаптация языческих сатурналий. Датой рождения Хрис­та стало считаться 25 декабря, что соответ­ствовало празднику зимнего солнцестояния -рождения солнца. Этот ритуал рождения, который проводился в Египте и Сирии, про­исходит от древней персидской религии-митраизма-вероисповедания, когда-то очень могущественного на Востоке и достойного со­перника христианства.

Чтобы утвердиться и христианство, и ислам были вынуждены уничтожить ритуа­лы, связанные с поклонениями Богине, поэто­му предпринимались попытки искоренить женский танец, посвященный сексуальности и плодородию (предполагалось даже, что ис­ламский запрет изображать живые существа исходит из стремления прекратить преклоне­ние перед женскими идолами). Возможно, именно в связи с этим женские танцы редко упоминаются в Библии, в то время как мужс­кие - очень часто.

Одно из редких упоминаний о женском танце можно встретить в Новом Завете, в по­вествовании о Саломее. Опять же, это повест­вование - адаптированный для христианства языческий миф, бывший одним из величай­ших лейтмотивов танцев. История о Саломее основана на мифе о вавилонской богине люб­ви и плодородия Иштар, который в аллегорич­ной форме повествует о смерти и возрождении природы. Возлюбленный Иштар погибает, и его уносят в подземный мир, который также представляет собой плодоносное лоно земли. Иштар убита горем и, надев свою лучшую одежду, она уходит за ним, в надежде его вер­нуть. Чтобы попасть в самые сокровенные места подземного мира, ей приходится пройти через семь входов, каждый из которых состоит из семи ворот. Иштар приходится платить за каждый вход одним украшением и одним из своих покрывал. За время ее отсутствия, на земле не растет урожай, нет любви и радости. Только когда она возвращается с любимым, в природе все вновь расцветает после бесплод­ных зимних месяцев.

«Танец с покровами Иштар», также изве­стный как «Танец приветствия» или «Танец-Шалом» (от еврейского приветствия шалом), был переиначен в Библии, а его значение ис­кажено. В первоначальном мифе, Иштар воз­вращает жизнь, а в Библии Саломея забирает. Ее мать, Иродиада, использует Саломею для мести Иоанну Крестителю, объявившему не­действительным ее брак с Иродом. Именно Иродиада просит Саломею станцевать для ко­роля Ирода в честь его дня рождения, а когда царь предлагает Саломее в награду все, что она пожелает, хоть полкоролевства, Иродиада приказывает Саломее потребовать голову Ио­анна Крестителя, которого Ирод заключил в тюрьму. Так эта история стала подтверж­дением христианской теории о разрушитель­ной власти женщин, а не о благотворном женском волшебстве.

Все вновь появляющиеся вероисповеда­ния рано или поздно начинают извращать и преувеличивать факты, в то время как изна­чальные религии быстро теряют заложенный в них смысл. Этот процесс подобен «испорченному телефону» - нашептыванию чего-либо кому-то на ухо, переданный таким образом от одного человека к другому рассказ через какое-то время полностью менял содержание.

В мифах процесс создания никогда не проходит без жертв. Почти в каждой «сельс­кохозяйственной» религии имеется элемент человеческого жертвоприношения, которое со временем стало лишь символом. Кульми­нацией ритуала человеческого жертвоприно­шения являлось разрезание тела на части и погребение его в полях, чтобы они стали бо­гаче. Все, что оставалось, сжигали, а пепел развеивали над землей. Жертвоприношения в поклонении богиням включали доброволь­ную кастрацию мужчин и погребение мужских органов. Со временем отправление этих ритуалов стало доходить до крайностей. На крупном весеннем празднестве, которое проводилось в храме сирийской богини Астарты в Гераполисе, священнослужители, поощряемые песнями и барабанной дробью, резали свое тело ножами; религиозный восторг сменялся эйфорией, а жрецы, заво­роженные музыкой и все возрастающим безумием толпы, одним движением мечами, предназначенными специально для этой цели, оскопляли себя'7.

Возможно, именно подобное проведение ритуалов, посвященных богиням, и привело к тому, что мужчины восстали против власти женщин в обществе. Какова бы ни была причи­на, темная сторона женской сексуальности всегда описывалась в древних легендах. В но­вых религиях Ближнего Востока, основанных на доминирующей роли мужчин, недоверие и страх перед женской сексуальностью принимали угрожающие размеры, и именно они повли­яли на стремление ограничить женскую свобо­ду и искоренить все обряды, связанные с верой, посредством которой женщины обретали свое могущество. Степень этого недоверия и страха, и указание на то, насколько далеко ушло хрис­тианство от древнего представления о поло­вом акте как священной обязанности, очень ясно переданы высказываниями Святого Пав­ла, что только лишь прикасаясь к женщине, мужчина оскверняет себя, а обет безбрачия - то идеальное состояние, к которому должно стремиться человечество.

Разделение тела и духа - основное по­ложение христианства. Практиковались посты, самобичевание и лишение себя зем­ных благ для подавления потребностей тела и достижения состояния просветления. Ес­ли же все попытки подавления плоти не при­водили к успеху, то человека подвергали кастрации. Так еще один обряд, связанный с поклонением богине был сохранен начи­нающей доминировать религией, и получил новое обоснование.

Постепенно люди прекратили покло­няться богиням, равно как и совершать отно­сящиеся к ним обряды. В тех местах, где обрядовый танец сохранился, он потерял свое религиозное значение и превратился в светс­кое развлечение, а позже - в вид искусства. Со временем профессиональные исполнители создали различные формы этого танца, соот­ветствующие особенностям тех областей, где он существует поныне, например, Африки или Полинезии. В странах, расположенных вдоль северно­го побережья Африки и граничащих с южным и восточным берегами Средиземного моря, а также в пустынях Ближнего Востока, обря­довый танец подвергся сильным изменениям. Здесь, в сегодняшнем арабо-исламском мире, он превратился в модное светское искусство, требующее высокого мастерства. Хоть у него сейчас и нет сознательной связи с древним танцем плодородия, от которого он происхо­дит, могущественное влияние его предшест­венника все еще прослеживается.
____________
* Любой ритуал или церемония, связанная с изменением социального статуса затрагиваемого ритуалом лица или лиц, например, погребение, посвящение в рыцари, инициация, крещение и т.д. (прим. переводчика)

 

Следы цыган

Жизнь подобна цыганке, танец ее недолог для каждого из нас.
Египетская пословица

В египетских деревнях профессиональных танцовщиц называют гавази (ед. число га-зия). Настоящими гавази были цыганки, но сейчас этот термин применяется ко всем танцовщицам, а не исполнительницам какого-либо конкретного племени или племен, как раньше. Важная роль, которую сыграли цыгане в развитии светского танца, отражена в турецком языке, в котором слово, обозначающее «танцовщицу» {ченги) происходит от слова чингене («цыганка»). Египетское слово гавази означает «захватчики» или «чужеземцы». Действительно цыгане всегда проживали на окраинах городов и на грани общества.

Цыган всех стран объединяет общее индийское происхождение и цыганский язык, основанный на хинди. До сих пор существуют индийские племена низшей касты, у которых нет своего места в обществе, они живут на северо-западе страны и ведут кочевой образ жизни. Основу веры и суеверий цыган составляет индуизм, их святым покровителем является индийская богиня Кали, «Черная Мадонна» (известная европейским цыганам как «Сара-египтянка»).

Первые племена цыган покинули Индию в пятом веке нашей эры гонимые голодом и тяготами жизни. Некоторые из них были высланы из страны, например, такие как катхак, бродячие певцы из Синда, которые сначала перебрались на север и стали исполнителями при дворе правителя. Здесь они наслаждались легкой жизнью, пока не были пойманы во время кражи из имперской казны и не изгнаны. Юсеф Маазин, отец самых знаменитых в наши дни гавази, живущих недалеко от храмов Луксора, рассказывал, как его племя пришло в Египет. Он признавал, что племя выслали со своей родины из-за воровства и плохой репутации, и они перебрались в Персию, и утверждал, что всегда поощрялось стремление дочерей и сыновей стать исполнителями и обосноваться в Египте.

Первые цыганские племена переселились на запад, пройдя через Афганистан и Персию, и на восточных берегах Средиземного моря их пути разошлись. Некоторые продолжили продвигаться в северном направлении через Турцию в Европу, в то время как другие отплавились в Египет вдоль южного побережья. Считается, что цыгане достигли Испании, пройдя по северному побережью Африки, только на этом пути можно встретить несколько разрозненных цыганских поселений. Некоторые полагают, что они пришли в Испанию из Франции, однако андалузские цыгане утверждают, что их предки переселились из Египта. Кочевые племена цыган, не говорящие на арабском языке и не придерживающиеся мусульманской веры, по сей день живут в оазисе Фаюм в дельте Нила. Здесь они ведут прежний образ жизни, постоянно путешествуя с другими кочевыми племенами в попытке скрыть свою национальную принадлежность и избежать наказания.

Будучи чужестранцами, отказывающимися приспосабливаться к условностям общества, цыгане всегда чувствовали неприязнь к себе в странах, где проживали. В течение сотен лет, они зарабатывали на жизнь как уличные актеры. У цыган нет письменности, но факты их происхождения сохраняются и передаются из поколения в поколение с помощью музыки, песен и танца, которые играют особую роль в их жизни. Существует несколько видов цыганских выступлений: одни для частного узкого круга, не предназначенные для чужих глаз, другие для представлений на широкой публике. Музыка и танцы - связующее звено их культуры и является способом подражания претенциозности общества, которое они развлекают.

Персидский поэт Фирдоуси описывает, как правитель Бахрам, живший в пятнадцатом веке, перевез в Персию около 1000 цыган для развлечения своих подданных, сетовавших, что доставляющие удовольствие музыка и танцы - удел только богатых. Хоть он и предоставил цыганам соответствующие условия для проживания, дал им скот и семена для посева кукурузы, они предпочли свою кочевую жизнь: съев скот и кукурузу, тронулись в путь.

Однако когда цыгане решали поселиться в одном месте, они принимали местные традиции, освоив местные фольклорные танцы и музыку и используя их как основной способ зарабатывать на жизнь.
Как мы упоминали ранее, подавление язычества привело к запрету на танцы. В классическом мире танец существовал отдельно от повседневной жизни; с одной стороны, он строго контролировался как вид развлечения, а с другой - был работой профессионалов.

Не только цыгане, но и другие этнические меньшинства и бедные слои населения способствовали развитию светского танца. Возможно, именно из-за того, что танец ассоциировался с низшими слоями населения, он считался недостойным «уважаемых граждан». Но существовала и другая причина. По своей природе, танец - действие, делающее чувства более яркими и подавляющее комплексы (терапевт Хавенлок Эллис, живший в девятнадцатом веке и изучавший сексуальное поведение людей, как-то сказал: «Девушка, протанцевавшая в течение четверти часа, находится в том же состоянии, как если бы выпила шампанского»). Танец не подходил для трезвомыслящих граждан, которым хотелось сохранить чувство собственного достоинства и самообладание, хоть и считался приемлемым, если исполнялся как физическое упражнение.

Согласно греческому философу третьего века до н.э. Аристотелю, если правильно контролировать музыку и танцы они могут служить способом воспитания морали и эстетическим удовольствием высочайшего порядка. Однако он предупреждал, что никто не должен заниматься этим видом искусства на профессиональном уровне; так же, как ни один гражданин не должен учиться играть на музыкальных инструментах. В Древней Греции профессиональной деятельностью в данной области могли заниматься только рабы, вольноотпущенные и иностранцы.

В начале первого века до н.э. римский оратор Цицерон заметил: «Никто не танцует в трезвом состоянии, только сумасшедшие». Тем не менее, именно римляне основали академии танца, где некоторые достигали того уровня профессионализма, который определенно не мог считаться пристойным. В четвертом веке нашей эры римский писатель Макробиус сказал:
«Между двумя Пуническими войнами свободные граждане, даже сыновья сенаторов, посещали школы танца... Не решаюсь сказать, но даже замужние женщины не считали танцы позорным занятием. Наоборот, даже наиболее почтенные интересовались ими, хоть и не стремились стать специалистами».

Несмотря на предрассудки, танец остался необходимым для публики развлечением при проведении различного рода торжеств. Таким образом, возникли сознательное понимание умения и эстетические ценности, а танец постепенно стал искусством тех людей, которым доставлял удовольствие показ собственной индивидуальности и изобретательности.

Непрекращающиеся потрясения в обществе в разные периоды истории наложили свой отпечаток на танцы всех стран мира. Не всегда можно точно определить, какие именно стилистические элементы изначально присущи определенному танцу, а какие являются влиянием переселенцев. Однако довольно интересно отслеживать, какие танцевальные движения, характерные для одной страны, перенимались в другой, и как похожие телодвижения в двух различных видах танцев улучшали оба.

Волнообразные движения рук и движение головой из стороны в сторону присущи индийскому, персидскому, турецкому и арабскому танцам. Жесты пальцами, каждый из которых имеет собственное значение, являются основными чертами индийского танца, равно как и танцев алжирского региона Хоггар и южного Марокко. В Андалузии наиболее известным танцем является фламенко, название которого считается произошедшим от неправильного произношения арабских слов феллах и менгу, что значит «беглый крестьянин». Фламенко - это танец, соединивший в себе движения цыганского и испанского танцев,   с   сильно   выраженными   элементами восточного танца, появлению которого способствовало завоевание Андалузии маврами, а формирование происходило с седьмого до конца пятнадцатого века. Тем не менее, существуют определенные элементы фламенко, которые не относятся ни к североафриканским, ни к европейским, ни к восточным танцам, и, скорее всего, заимствованы у индийского танца, например, контролируемые движения ногами и постепенное перемещение движения из бедер вверх к вытянутым рукам. Замбра мора (мавриганский танец) - малоизвестная разновидность фламенко очень напоминает восточный танец. Женский танец испанских цыган, исполняемый на специальных частных торжествах, содержит движения бедрами, очень похожие на арабский танец. Этот танец известен как la danza serpiente (змеиный танец) - название, которое использовалось испанцами для обозначения женского арабского танца.

Использование определенных частей тела в танце относится как к табу, так и к эстетическим ценностям. Однако остается загадкой, почему именно женщины, населяющие Северную Африку и Ближний Восток, сохранили древний танец плодородия и превратили его в столь утонченный вид искусства.

Арабский танец характеризуется сложными движениями, которые, если судить по отрывкам описаний, дошедших до нас сквозь века, мало изменился за последнюю тысячу лет, несмотря на все усовершенствования. Цыгане - не единственный народ, способствовавший распространению этого танца, хотя они и сыграли огромную роль в его развитии. Женщины, путешествовавшие с армиями захватчиков и колонизаторов, также внесли свою лепту в его распространение.

Армия Римской Империи (27 год до нашей эры -476 год нашей эры) прошла по Средиземному морю в Египет и Аравию, Северную Африку и Европу. Хоть у них и существовали предрассудки по отношению к танцу как виду деятельности уважаемых граждан, римляне признавали  его за разнообразие. Около 60 года до нашей эры они начали привозить танцовщиц из Сирии. Проперций, величайший элегический поэт Древнего Рима, упоминает, что женщин нанимали для развлечения на званых обедах, где «они танцевали сладострастные танцы под звуки флейты и аккомпанировали себе кастаньетами».

Однако восторги римлян были отданы танцовщицам из Кадиса (тогда известного как Гадес), города, который до захвата римлянами был финикийской колонией. Несколько римских писателей оставили описания танцовщиц из этого города, в том числе и Овидий: «Грациозны ее руки в утонченном движении; призывно она покачивает бедрами». Ювенал описывал танцовщиц, которые «опускаются на пол и колышутся под ритм аплодисментов... стимул для вялых любовников, обжигающая крапива, возвращающая богатых мужчин к жизни». Поэт Марциал писал, как он наблюдал за ними, «покачивающими распутными чреслами в умелых движениях». Этим танцем наслаждались во всех уголках Римской Империи.

К концу первого века нашей эры исполнители начали создавать в Египте и других странах Востока собственные общества. Следующий отрывок из папируса, хранящегося в Корнельском университете, содержит контракт между египетской исполнительницей и ее работодателем:
«Айседоре, танцовщице кастаньет, от Артемиза из деревни Филадельфии. Я прошу вас, с помощью других танцовщиц кастаньет - всего две - выступать на праздновании в моем доме шесть дней, начиная с 24 дня месяца пайни по старому календарю, и вы (двое) получите 36 драхмов в день. В дополнение, мы вас снабдим 4 мерами ячменя и 24 парами буханок хлеба. Добавим, что если вы принесете с собой одежду или золотые украшения, обязуемся их хранить. Для прибытия сюда мы предоставим вам двух ослов, а когда вы вернетесь в город - еще двух».

Сумма платы танцовщицам отражала статус их работодателя, равно как и умение самих танцовщиц, и их место в обществе. На одном конце шкалы находились египетские танцовщицы во времена четвертой династии (2680-2560 года до нашей эры), которых вознаграждали за труды золотыми ожерельями и драгоценными камнями. На другом - танцовщицы, выступавшие на рыночных площадях и получавшие лишь мелкие монетки, бросаемые им прохожими (традиция, широко распространенная и в наши дни). Так как у них не было места для хранения заработка, танцовщицы стали пришивать монетки к корсажам платьев, головным уборам и шалям, намотанным вокруг бедер. Другим способом вложить деньги была покупка ювелирных украшений, которые можно было постоянно носить на себе.

Сейчас в арабском танце звон браслетов на запястьях и щиколотках, подвесок и вшитых в бахрому головных уборов монеток способствует созданию атмосферы праздника, в то время как традиция нашивать золотые и серебряные украшения на современный танцевальный костюм произошла от привычки танцовщиц носить на себе свой заработок. В некоторых областях, где можно встретить арабский танец, существует обычай, и по сей день являющийся частью представления, когда исполнительница выгибается назад и просит зрителей прикрепить монетку к ее лбу, щекам или губам.

Выше по статусу были профессиональные танцовщицы, нанимаемые отдельными людьми для частных выступлений. те и Турции находились труппы, состоявшие при королевских домах. Танцовщицы - любимицы правителя часто щедро вознаграждались: «Оплата артистам была столь щедра, что говорят, могущественнейшие персидские и могольские династии обязаны своим падением и банкротством именно подобным излишествам» .
Во времена династии Катаров, правившей в девятнадцатом веке, многих подобное времяпрепровождение вдохновляло на создание миниатюр. На керамических плитках, украшающих «родники» (небольшие фонтаны для ритуального омовения перед молитвой), часто изображены пирующие люди за столами, уставленными кувшинами вина, вазами, полными фруктов, и кружащиеся вокруг танцовщицы. Во второй половине девятнадцатого столетия, путешествуя по Европе, шах Насреддин был настолько поражен костюмами балерин, что стал настаивать на том, чтобы его собственные танцовщицы, равно как и женщины из его семьи носили такие же. Как можно увидеть на персидских картинах, созданных до 1860 года, раньше танцовщицы носили свободные платья длиной до пола, длинные шаровары и узкий корсет. Когда же они надели костюмы балерин, с юбками длиной до колен и практически прозрачной блузой, все были шокированы. Один знатный перс как-то заметил: «Существует два класса персиянок, носящих непристойные европейские наряды: те, кто может себе позволить потерять свою благопристойность, и те, кто даже не знают, что у них есть благопристойность, которую они могут потерять».

Не все танцовщицы жили при дворе, некоторые из них часто только приглашались на празднества. Другие, в основном рабыни, принадлежали монаршему гарему и сожительствовали с правителями или их родственниками мужского пола. Они превосходно разбирались в искусстве и были обычно единственными образованными женщинами в окружавшем их обществе, что присуще куртизанкам (то же самое можно сказать и о греческих гетерах, японских гейшах и индийских танцовщицах). Они не только умели читать и писать, но и были умными собеседницами, прекрасно пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах. Их глубоко почитали, и в распоряжении многих из них находилось значительное имущество, дарованное им их покровителями.

Шейх Абд ал-Рахман ал-Джабарти рассказывал о египетской певице, жившей в начале правления династии Фатимидов. Когда в 969 году н.э. халиф ал-Муизз вошел в завоеванный им город, певица и музыканты приветствовали его песней:
«Аббасиды, откажитесь от своей власти,
Муизз стал королем.
Тот скипетр, что вы держали, был вам дан
лишь в долг,
И подобно всем долгам, он должен быть
возвращен».
Новому правителю настолько понравилась эта песня, что он в награду даровал певице дом в самом центре города.

У певиц, поэтесс и исполнительниц на музыкальных инструментах был самый высокий социальный статус среди всех женщин искусства, в частности и потому, что в отличие от танцовщиц, они носили чадру и вели себя более скромно в обществе. В Египте их называли авалим (в ед.ч. алмея) или «сведущие женщины». В девятнадцатом веке, когда первые европейцы посетили Египет, они, описывая танцовщиц, часто называли их алмеями, но настоящие авалим танцевали очень редко. Они были высоко образованы и сведущи во всех видах искусств. На свадьбах они вместе с танцовщицами должны были с помощью пения и танцев рассказывать невесте об искусстве занятия любовью.

Одной из известнейших авалим девятнадцатого века была Сакина ал-Маз. Если ей приходилось петь для мужской аудитории, она пряталась за занавесом, рассказывая историю своей жизни с помощью песен, которые постепенно становились страстными и пылкими, вдохновляемые аплодисментами публики. Англичанка Люси Дафф Гордон, вынужденная по состоянию здоровья переехать жить в Египет, в 1860 году так описывала Сакину:
«Сакине... 55 лет - говорят, она некрасива (она была в чадре, поэтому я могла увидеть только ее глаза и очертания губ, когда она пила воду). Но она грациозна, как леопард, а великолепный голос резок, но захватывает. По голосу мне показалось, что ей лет 30-35. Когда она импровизировала, ее «Весен» просто восхищал. Армянки, с которыми она общалась между песнями, относились к ней с большим почтением и как к подруге. Она из муслимов, очень богата и щедра. Сакина получает как минимум 50 фунтов стерлингов за вечер».

Как утверждает немецкий писатель Георг Мориц Эберс, авалим начинали свою карьеру в домах состоятельных людей, а когда их голос терял свою чистоту и очарование, они выходили на заслуженный отдых. Часто они брали себе имя своего покровителя и поддерживали с ним связь всю жизнь. Иногда они выходили замуж, но продолжали выступать, а их мужья становились «менеджерами» и организаторами. Авалим, которые были ниже по социальному статусу, танцевали и пели на публике. Когда в 1834 году танцовщицы были изгнаны из Каира, певицам разрешили остаться.

Худа Шарави, предводительница египетского феминистского движения, вспоминает, что в 1890-х годах, когда она была еще ребенком, в их доме в Каире останавливалась странствующая поэтесса:
«Саида Хадиджа меня поразила, ведь она сидела с мужчинами и рассуждала о литературе и культуре. И это во времена, как женщины без образования дрожали от стыда и страха, прячась за занавесом, если им приходилось сказать несколько слов мужчине».

В общем, статус исполнительниц зависел от социального положения их покровителей и мог часто меняться. Даже если они были в фаворе в начале своей карьеры, не существовало никакой гарантии, что их не перестанут уважать, когда они потеряют свое умение и красоту. Избежать ударов судьбы можно было, лишь выступая вместе с группой. Турецкие ченги создавали свои группы, самый старший член которой был управляющим. Подобным образом им удавалось обеспечить себе определенную стабильность.

Общество в Северной Африке и на Ближнем Востоке всегда относилось к профессиональным танцовщицам неоднозначно, в основном потому, что ислам, главенствующая религия в арабском мире, всегда осуждал танцы. Сначала Магомет намеревался изменить веру только жителей своего родного города Мекки, которые были язычниками. Однако ислам распространился далеко за пределы города и еще во времена Магомета перекочевал в Аравию. После его смерти в 632 году н.э., вера, исповедуемая захватчиками, стала распространяться на покоренных территориях. В седьмом веке были завоеваны Сирия, Египет и Тунис, а затем Алжир и Марокко. В начале восьмого века мавры завоевали южную Испанию, где они основали богатейшее государство и оставили неизгладимый след в искусстве. К девятому столетию мусульмане захватили Персию и всю Индию.

В исламе светское тесно связано со священным, и предающиеся веселью должны придерживаться этических принципов. Так как это правило не могло быть применено ко всем видам танцев, самым легким способом разрешения проблемы оказался запрет на этот вид искусства. Однако была и другая причина запрета женских танцев на публике. Основной постулат ислама - женщины не должны показывать свое тело незнакомым людям. Танцовщицы были единственными нарушавшими этот закон и выступавшими на публике без чадры.

Профессиональные исполнительницы принадлежали той части общества, которое формально придерживалось мусульманства, но сохраняло свои старые обряды. Что касается женских танцев, у цыган и народов, проживающих вдали от городской суеты (например, бедуинов в пустыне) всегда было меньше запретов, касающихся женского появления на публике.

Не подчиняясь законам, танцовщицы стали первыми, кто открыто передавал чувственный восторг и красоту. Во многих странах древнего Востока считалось, что танцовщицы приносят удачу, то есть они были носителями изначальной «божественной» власти храмовых танцовщиц. Они играли основную роль во всех общественных и частных мероприятиях. Выступая для богатых заказчиков, они выполняли своего рода суррогатную функцию - наслаждались танцем за всех тех людей, которым он был воспрещен, и которые могли лишь восхищаться им как зрители.

В известной степени мусульманское порицание танцев «уважаемых» женщин был на руку профессиональным танцовщицам, освобождая им место в социуме, которое никто другой не мог занять. Некоторым из них удалось переступить черту, отделявшую их от почтенного общества. В доисламские времена самой известной женщиной, которая смогла достичь самого высокого положения в обществе, была Феодора, танцовщица-куртизанка очень низкого происхождения. В 527 году нашей эры она вышла замуж за императора Юстиниана и стала править Византийской империей.

В наши дни танцовщицы, славящиеся своим артистизмом, зарабатывают значительные суммы и пользуются уважением, в то время как менее умелые сохраняют на себе клеймо, присущее их профессии. Однако существует общее для всех танцовщиц арабо-ис-ламского мира положение, противоречащее отношению к ним в обществе. Они являются основными кормильцами семьи и поэтому уверены в себе и часто довольно влиятельны. Более того, их профессия предоставляет им определенный уровень свободы, не разрешенный другим женщинам. Марокканские шикхат, выступающие в труппах и постоянно переезжающие с места на место для участия в различных семейных торжествах, известны как «женщины, не терпящие указаний от мужчин». Будучи танцовщицами, они не отрицают замужество и семью, но их мужья часто зависят от них в финансовом плане. Подобное положение противоречит традиционному семейному укладу мусульман, при котором женщина должна находиться дома, в то время как мужчина зарабатывает деньги. Считается, что это позволяет женщинам быть защищенными от суровых реалий жизни. Шикхат можно сравнить с куртизанками-танцовщицами, живущими в Бомбее, в районе Паванпул. Здесь, в противоположность общепринятым нормам, с размахом празднуют рождение дочери и готовят ее к будущей профессии с младенчества. Мужчины ведут праздный образ жизни, проводя целые дни в кафе за картами и сигаретами; только те, у кого есть музыкальный талант, считаются потенциальными работниками.
Давая интервью незадолго до смерти, Юсеф Маазин заявил, что ему посчастливилось иметь столько красивых дочерей, так как они обеспечили ему безбедное существование (обычно арабская семья надеется на рождение сына, а не дочери). Маазин разрешал своим незамужним дочерям принимать у себя дома мужчин, надеясь таким образом отвратить их от замужества - ведь если им понравится их свобода, они не будут задумываться о том, чтобы выйти замуж. Ведь семейная жизнь ставит крест на карьере газии.

Сейчас сестры Маазин знамениты. В последние годы западная пресса часто берет у них интервью и снимает документальные фильмы о танцах и жизни цыган с их участием. Тем не менее, несмотря на всю их славу, они прекрасно знают, что не считаются приемлемыми кандидатками в жены. Как заметила одна из них:
«Единственное, когда мне хочется не быть танцовщицей, это когда в меня или одну из моих сестер влюбляется мужчина из другого племени. Его семья сделает все возможное, чтобы не позволить ему жениться на газие. «Как можешь ты жениться на дочери Маази-на? Танцовщице и певице, выступающей на публике?» Они называют нас гавази. Для них это унизительное название. Но для нас это значит, что мы своими танцами завоевываем их сердца».

Оценивая имеющиеся у них возможности, можно сказать, что танцовщицам в арабском мире в какой-то степени повезло. Им не нужно подчиняться правилам общества. Их работа предоставляет возможность путешествовать и быть независимыми, и хоть их положение и нестабильно, все же у них есть определенная степень свободы.

Используемая литература

Глава 1
6.  Mircea Eliade, Myths, Dreams and Mysteries (Fontana, London, 1970), p. 219.
7.  Margaret Mead, Male and Female (Morrow, New York, 1949), p. 98.
8. Curt Sachs, World History of the Dance (Allen & Unwin, London, 1938), p. 47.
9. Joseph Spurrier, as quoted in Cherry Hopkins, The Hula (Ара Productions, Hong Kong, 1982), p. 32.
10. Lillian B. Lawler, «Terpsichore: The Story of Dance  in  Ancient   Greece»,   Dance   Perspectives Magazine, New York, winter 1962, pp. 47ff.
11.  For a discussion of matriarchal culture and anthropological/archeological   indications   of   its existence in prehistoric times, see Elizabeth Gould Davis, The First Sex (Penguin, Harmondsworth, 1972) and Merlin Stone, The Paradise Papers (Virago, London, 1979).
12. Eliade, Myths, Dreams and Mysteries, p. 156.
13.  Hesiod, as quoted in Nancy Quails-Corbett, The Sacred Prostitute (Inner City Books, Toronto, 1988), p. 34.
14.   Clifford Howard, Sex Worship (Clifford Howard, Washington DC, 1897), p. 93.
15. Theodor Reik, Pagan Rites in Judaism (Farrar, New York, 1964), p. 100.
16.  WR. Smith, as quoted in ibid., p.70. For a discussion of the prevalence of the goddess religion in the ancient world, see Gould Davis, First Sex.
17. James Frazer, The Golden Bough (Macmillan, London, 1971), p. 460.

Глава 2
18.  Macrobius, as quoted in Otto Kiefer, Sexual Life in Ancient Rome (Barnes & Noble, New York, 1934), p. 167.
19. W.L. Westermann, «The Castanet Dancers of Arsinoe», Journal of Egyptian Archeology, London, 1924, p. 135.
20.  Rev. James Neil, Everyday Life in the Holy Land (Cassell, London, 1913), p. 77.
21. As quoted in Sarah Graham-Brown, Images of Women (Quartet, London, 1988), p. 128.
22.   Lucie Duff Gordon, Letters from Egypt (Virago, London, 1983), p. 20.
23.   Huda   Shaarawi,   Harem   Years   (Virago, London, 1986), p. 42.

Конструктор сайтов - uCoz